В августе 2005 года от пристани Старой Ладоги должна была начать свое путешествие ладья «Русич». А строили ладью на петрозаводской верфи из карельской сосны.
В Акционерном обществе «Варяг» никто не удивился такому заказу. Там к тому моменту было сделано несколько десятков копий древних кораблей. Основу корпуса ладьи «Русич» собрали вчетвером за две недели. Владимир Пашков, как и многие его коллеги, долгое время работал на заводе «Авангард». Работать с деревом ему нравилось, он назвал его «живым». Когда приехали журналисты, Владимир Васильевич подгонял последние шпангоуты – все было готово для обшивки корабля. В этом виде ладья напоминала останки динозавра. Но на следующий день началась обшивка судна, и уже к лету он собирался бороздить моря и океаны. Обещали, что он увидит порты пяти стран.
Ладья «Русич» за пару месяцев должна была преодолеть реки и моря России, Казахстана, Азербайджана, Туркменистана и Ирана. Организаторы проекта, путешественники братья Синельники заручились поддержкой Президентов этих стран. Круиз предстоял не из легких. Поэтому хоть корабль и называли точной копией древней ладьи, но современный мотор все же установили. «Здесь существует разумный компромисс, — пояснил Павел Мартюков, директор судоверфи ЗАО «Варяг». – Все мы живем уже в 21 веке, и существуют современные требования к безопасности и прочности судов».
Пока строители стучали своими инструментами, главный конструктор Александр Тихомиров точил карандаши – работа над проектом корабля не прекращалась. Заказчики описали только на словах, какую ладью они хотели бы получить. Пришлось рыться в специальной литературе, искать нечто похожее на чертежи славянских кораблей. Этот заказ не был похож ни на один другой, хотя бы потому что строители не обещали никаких маломальских удобств. На ладье не был предусмотрен даже камбуз. «Они пищу будут готовить как-то на костре в походе, не знаю, как это будет у них происходить. И весь поход они еще будут в исторических одеждах. То есть внешне это должно выглядеть, как тысячу лет назад», — пояснил Александр Тихомиров.
Ладью «Русич» делали полностью из отборной сосны, которая росла на высоких песчаных местах, и поэтому древесина у такой сосны особенно красивая и прочная. Таким же, верили судостроители, станет и само судно.
